пятница, 9 апреля 2010 г.

Не то чтобы про библиотеку 2.0, скорее просто про библиотеку

"Библиотека - источник Знаний" (а не склад книжек). Вот моя мысля.
Любая - физическая, электронная. От создателей (сотрудников) многое зависит.
Чтобы знания пошли на пользу обществу (и вообще, дошли до общества) я придумала три тезиса:

Библиотекарю необходимо усиленно учиться и знать про средства добывания знаний

  • интернет - какой он, что в нем: контент полезный/бесполезный; базы научные открытые/закрытые; каталоги свои/чужие (как искать, хронологическая глубина, а если нашли - как получить документ...); соц.сети - зачем; фолксономия и любимые ключевые слова - разница; электронные библиотеки - как устроены, КЕМ созданы, условия использования; где в сети тусуются специалисты своего дела (физики, химики, словесники и др.)
  • гаджеты, ридеры, маленькие и большие накопители, разные компьютерные железные и софтовые "штучки" - хоть чуть-чуть представлять как выглядят, а главное - знать, как используются
  • фонд свой, ближайших библиотек и главных российских библиотек - ориентироваться, знать возможности, при необходимости рассказать читателю о том, что знаем сами
  • ну, и все, что было главным в доинтернетовский период (наверное, можно найти в учебнике по библиотечному делу)
Применять свои навыки и проф. мастерство на благо читателей, города, страны
  • Сервисов много и разных. И онлайн - справки, эдд, оформление билетов, блоги, форумы, рассылки и пр. и пр.. И оффлайн - надежная информационная служба для тех, кто пришел ногами. Таких пока еще немало. Только надо услышать читателя, понять, за какими знаниями он пришел. Предоставить комплекс.
  • Сотрудничество, партнерство. Дружить с коллегами - это всегда полезно. Дружить со специалистами - это очень полезно для добывания знаний. (Не получается написать "дружить с читателями". Не потому, что не надо с ними дружить - надо, и любить их тоже надо :). Не хочется выделять эти группы - с одной стороны библиотекарь, с другой - читатель. И он, и я - человеки, которые что-то знают и, наверное, умеют. Он - учитель географии, а я - библиотекарь. Т.е., специалисты своего дела. Можем принести друг другу пользу). Светлана из Пскова в своем посте придерживается, как мне кажется, того же мнения.
  • Создание качественного контента совместными усилиями. Про это можно написать много, или ничего не писать.
Превращать "как бы плохое" в хорошее
Тоже понятный тезис.
Вот местный пример: переименование Министерства культуры Свердловской области в Министерство культуры и туризма. Многим библиотекарям эт не нравится. Слово туризм (такое коммерческое) уж как-то рядом с библиотекой (такой духовной) не сочетается. А если посмотреть на это со стороны "любви к своему краю"? Может быть, это возможность всему миру рассказать о наших лесах, озерах, скалах, малахите-золоте, старейших заводах, городах, людях, музеях и театрах... Да еще и с помощью библиотек (библиотекарей). Хоть в бумажном, хоть в электронном виде - хоть в инете, хоть локально. Продвижение региона -- привлечение инвестиций -- довольное министерство -- любовь к библиотекам. :)

Есть еще четвертый тезис - не реветь. финансы урезали, читатели не идут, электронное убивает бумажное...
Лучше на этом и закончу, а то появятся еще и пятый, и шестой... ))

12 комментариев:

  1. Про четвертое, самое, по моему мнению, не важное, и банально необходимое: есть ты бибилиотекарь, то чего ждать - "Приваловских миллионов" на счёте? Если хочешь работать и расти - ищи способы привлечения информацией в стены библиотеки))) И делить инфу на бумажную и электронную... всё равно она останется ИНФОРМАЦИЕЙ.
    Про третье. Может, намекают на меня, ну, я же очень мнительная))), то меня вот покоробило, когда по нашему местному телевидению его должность в строке, где указывают имя и должность снимаемого - укоротили... А идея с культурным туризмом родилась в мозгах моих коллег сразу, как только мы узнали, что его должность шире, чем у его предшественницы... перспективы, однако!))

    ОтветитьУдалить
  2. Не очень сильно намекаю )) Слышала от разных людей удивление про "туризм". Да и меня по началу эта приставка озадачила...

    ОтветитьУдалить
  3. Пореветь о том, что урезали финансы, можно и нужно. Таня, это ведь не только наша, пусть не высокая, зарплата, но и новые книги и журналы, подписка на ресурсы, канцтовары, оплата Интернета, ремонт компьютеров...
    Вот у нас в зале будут методично умирать пользовательские компьютеры, а денег на их замену... да хоть на ремонт - банально нет... и не предвидится.

    ОтветитьУдалить
  4. и вдогонку, Рит, библиотека - это скорее источник не Знаний, а Информации :)

    ОтветитьУдалить
  5. У нас не ревут. Урезали подписку в 3,5 раза, не будет, в этом году - точно, в 2011 - скорее всего, поступления новых книг, канцтовары с прибыли приобретаются в таком малом количестве, что приходится приобретать за свой счёт. И-нет кредитный, потому берем инфу дома, с безлимиток, с одной из коллег... Компьютеры "живут" пока, так как я в нашей библиотеке замещаю весь наш техотдел системы(в лице одной работницы информационного отдела Центральной городской библиотеки!)...

    ОтветитьУдалить
  6. Хотя, наверно мериться "у кого хуже" бессмысленно - масштабы разные :)

    ОтветитьУдалить
  7. Катя, это, конечно, везде прописано как лозунг, что библиотека - источник информации. Или что это информационный и культурный центр... Но про источник знаний - это именно моя мысля, которую я хочу защищать. Информация, которая лежит (а она именно лежит) - никогда в знания не превратится. Если не будет рядом продвинутых посредников.

    ОтветитьУдалить
  8. Можно тоже о противостоянии понятий "знание-информация"?..
    Когда я говорю: "Я знаю", - значит, я вникла в суть того, что познала, и пользуюсь этими данными.
    Когда: "Я информирована", - что мне дали данные, которые я еще не успела "примерить" на себя, не определила: полезны или бессмысленны...
    Вот.

    ОтветитьУдалить
  9. Вот, придумала свое черновое определение библиотеки будущего, библиотеки продвинутой (2.0, 3.0 - как хотите): эт место, где информация превращается в знания.
    Наверное, к тому же идет и семантический веб (который называют веб 3.0)
    Сама по себе она (информация) "превратиться" в знания не может - поэтому и нужны посредники. В идеологии семантического веба - это эксперты, менеджеры знаний. А в нашем случае - библиотекари плюс (их навыки, партнеры, ресурсы)

    ОтветитьУдалить
  10. Рита, додумывай свое определение! Мне оно безумно нравится :))

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо, что ссылочку на мой блог дали и я действительно придерживаюсь этого мнения.
    Человека невозможно разделить на профессионала и читателя. Он же почти всегда в какой-то области профессионал. У нас в историко-краеведческой библиотеке записаны и читают почти все сотрудники музея, многие сотрудники историч.факультета Педагогического университета - они кто? Правильно - "лучшие друзья библиотеки".

    И определение библиотеки, как места где информация превращается в знания, мне тоже нравится.

    ОтветитьУдалить
  12. Катя, у меня никогда не получалось с формулировками. Может, когда-нибудь... додумается.
    Светлана, рады видеть Вас у нас ))

    ОтветитьУдалить